СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО ___ НРАВСТВЕННОМУ, ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Макарова Н.Д,

методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», г. Анива, РФ

Сегодня, в век компьютеризации и прагматизма, мы, педагоги, должны воспитывать в наших детях высшие духовные ценности: милосердие, доброту, мужество, любовь к людям и Отечеству, верность, бескорыстие, справедливость. Но только вопрос в том, как воспитывать эти качества? Никакие наши доклады, морали, нравоучения и проповеди здесь совершенно не работают, более того, они вызывают у молодёжи отторжение. Так как же воспитывать наших детей?

В рамках воспитательной системы «Мы вместе» в нашем учреждении разрабатываютсяразличные воспитательные программы. Так были разработаны и реализованы программы «Традиции», «Сахалин – наш дом» и вот уже на протяжении нескольких лет мы работаем по программе «Самобытная Россия», которая является инновационной площадкой.

Зачем была разработана данная программа?Духовно-нравственное воспитание молодого поколения России невозможно без опоры на культурное и духовное наследие народа, которое веками формировалось под влиянием высоких духовно-нравственных ценностей. Программа «Самобытная Россия» разработана в целях системной работы педагогического коллектива учреждения по формированию духовно – нравственных качеств личности обучающихся.

Досуговая де­ятельность — это весь­ма значимое звено работы учреждения дополнительного образования, важный компонен­т его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подрост­ками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

Педагогически правильная организация досуговой деятельности может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения.

 При разработке данной программы были определены её базовые ценностиили иными словами темы, которые стали содержанием досуговых мероприятий.

Культурное наследие страны (приобщение к истории, обычаям и традициям, праздникам, народным промыслам, русской живописи)

Города и памятники архитектуры (знакомство со старинными городами России и памятниками архитектуры)

Доблесть и подвиг соотечественников (воспитание патриотизма на примерах самоотдачи и героизма людей, прославлявших, защищавших и приумножавших славу Отечества)

Прошлое и настоящее Сахалина (развитие познавательного интереса к истории, флоре и фауне родного края)

Нами разработан план (модель) сопровождения инновационной деятельности МБУДО «ДДТ» г. Анива («Программа «Самобытная Россия» как средство формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся»), который является новой моделью организации воспитательной работы нашего учреждения.

План (модель) сопровождения инновационной деятельности создан с целью разработки обоснования и апробации на практике воспитательной работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию учащихся, организации методического сопровождения деятельности педагогических работников, эффективного использования кадрового потенциала, обмена и распространения педагогического опыта. План состоит из трёх блоков.

Работа с детьми.Комплекс досуговых мероприятий учреждения и объединений, выстроенных в единую систему по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию, в содержании которых отражены базовые ценности программы.

Методическое сопровождение.Поэтапное просвещение, подготовка и переподготовка педагогов в вопросах духовно – нравственного воспитания учащихся.

Работа с родителями.Включение духовно – нравственного компонента в семейное воспитание, сотрудничество преподавателей, детей, родителей.

Все три блока плана сопровождения инновационной деятельности имеют следующие разделы: сроки, тема месяца, формы мероприятий, тематика, участники, ответственные.

В процессе работы мы пришли к выводу, что несмотря на решение совместно поставленных воспитательных задач, получается не совсем желаемый результат. Ребята вместе с организацией своего досуга получают эпизодичные знания из разных областей познания на различных мероприятиях. А хотелось, чтобы каждая тема одного мероприятия эмоционально усиливалась, углублялась последующим мероприятием по этой же теме, тогда и ожидаемый результат будет значительно выше. Ведь знания, полученные системно, усиленные различными игровыми, наглядными, техническими и другими средствами и методами, полученные обучающимися на эмоционально — чувственном пике, наиболее глубоки. А воспитать духовно нравственного человека возможно лишь тогда, когда человек обладает определёнными знаниями, которые и формируют его как личность.

Нами было принято решение планировать воспитательную работу по программе «Самобытная Россия» в разделе работа с детьми по теме месяца, что позволило выстроить систему досуговых мероприятий и сопутствующих им мероприятий по единой теме.

Темы месяца2018 – 2019 учебного года:

Сентябрь — «Люби и знай родной свой край»

Октябрь — «Забытая старина»

Ноябрь — «Старинные города России»

Декабрь — «Праздничная суета»

Январь — «Имена в истории страны»

Февраль –«Судьба и Родина едины»

Март — «Понемногу обо всём»

Апрель — «Я человек планеты»

Май — «О прошлом для будущего»

Что мы имеем в виду, говоря о системе досуговых мероприятий?

Система досуговых мероприятий – последовательная связь взаимодополняющих друг друга досуговых (воспитательных) мероприятий, образующая единство всего воспитательного процесса, которая даёт в итоге положительный результат в решении воспитательных задач.

Давайте рассмотрим блок Работа с детьми в плане сопровождения инновационной деятельности.

  1. РАБОТА С ДЕТЬМИ

 

Сроки Тема месяца Форма работы Тематика
Сентябрь «Люби и знай родной свой край» Информация в объединениях по теме месяца

(пятиминутки…)

Получение и расширение знаний обучающихся о Сахалинской области, родном городе Анива
Демонстрация видеофильма
Информационная выставка «Анива! С Днём рождения!»
Игровая программа (час библиотекаря) «Эта земля твоя и моя»
Фотовыставка

Рисунок

 «Люблю тебя, мой край родной»
Творческая мастерская «Скульптуры с Сахалинских грядок»
Экскурсии Посещение Анивского краеведческого музея
Мероприятия в объединениях
Интеллектуальная игра «Родные острова»

В разделе Формы работы хорошо прослеживается система, это не просто перечень мероприятий, а мероприятия, выстроенные в определённой последовательности: демонстрация видеоматериалов, информационные выставки, информация в объединениях по теме месяца, мероприятия в объединениях и библиотечные часы, мероприятия учреждения, интеллектуальные игры. Содержание одного мероприятия дополняется содержанием следующего.

Каждый месяц заканчивается различными формами интеллектуальных мероприятий. Именно интеллектуальная игра позволяет дать, закрепить и проверить полученные знания, является диагностическим инструментарием проверки усвояемости обучающимися предложенного материала по теме месяца.

Таким образом, не происходит специально организованного общения по духовно — нравственному воспитанию с обучающимися, сам процесс как бы вплетается в канву досуговых мероприятий.

Правильно организованная система досуговых мероприятий с учащимися в свободное от учебы время, в рамках конкретной программы, представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание духовно-нравственной личности, исключит фрагментарность воспитательной работы.